Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире. По оценкам, в 2008 году от ССЗ умерло 17,3 миллиона человек, что составило 30% всех случаев летальных исходов в мире. Из этого числа 7,3 миллиона человек умерло от ишемической болезни сердца и 6,2 миллиона в результате инсульта.

В Росии на 100 тысяч человек от инфаркта миокарда ежегодно умирает 330 мужчин и 154 женщины, а от инсультов – 250 мужчин и 230 женщин. Среди общей смертности сердечно-сосудистые заболевания составляют 57 %.

Врачи, как правило, сталкиваются с пациентами, у которых уже появились первые симптомы заболеваний, связанных с нарушенной функцией эндотелия [1], такие как:

  • атеросклероз,
  • гипертоническая болезнь,
  • коронарная недостаточность,
  • инфаркт миокарда,
  • инсульт,
  • сахарный диабет и инсулинорезистентность,
  • почечная недостаточность,
  • наследственные и приобретенные нарушения обмена,
  • эндокринные возрастные нарушения.

Поэтому очень важно выявить нарушения до первых клинических проявлений болезни.

Эндотелий — однослойный пласт плоских клеток мезенхимального происхождения, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, сердечных полостей. Это орган, весом 1,5-1,8 кг или непрерывный монослой эндотелиальных клеток длиной 7 км, занимающий площадь футбольного поля. Клетки эндотелия непрерывно вырабатывают огромное количество важнейших биологически активных факторов и управляют переходом веществ из тканей в кровь и обратно. Эндотелий синтезирует субстанции, важные для контроля свертывания крови (протромботическое и антитромботическое действие), состояния гладкой мускулятуры сосуда и движения крови в его просвете [3], регуляции артериального давления, фильтрационной функции почек, сократительной активности сердца, метаболического обеспечения мозга.

Эндотелий выполняет в том числе и важнейшую барьерную функцию, которая одновременно обеспечивает защиту некоторых органов от токсинов и других вредных воздействий, например, составляет часть гематоэнцефалического барьера, который регулирует обмен веществ между кровью и тканями мозга, тканями организма..

Уникальное положение эндотелиальных клеток на границе между циркулирующей кровью и тканями делает их наиболее уязвимыми для различных патогенных факторов, находящихся в системном и тканевом кровотоке. Именно эти клетки первыми встречаются с реактивными свободными радикалами, с окисленными липопротеинами низкой плотности, с гиперхолестеринемией, с высоким гидростатическим давлением внутри выстилаемых ими сосудов (при артериальной гипертонии), с гипергликемией (при сахарном диабете). Все эти факторы приводят к повреждению эндотелия сосудов и его дисфункции. Это и является обязательным компонентом патогенеза практически всех сердечно-сосудистых заболеваний, включая атеросклероз, гипертонию, ишемическую болезнь сердца (ИБС), хроническую сердечную недостаточность (ХСН), а также участвует в воспалительных реакциях, аутоиммунных процессах, сахарном диабете, тромбозе, сепсисе, росте злокачественных опухолей и т.д.

Повреждение эндотелия сосудов и обнажение субэндотелиальных слоев запускает реакции агрегации, свертывания, препятствующие кровопотере, вызывает спазм сосуда, который может быть значительным и не устраняется даже денервацией сосуда. При повреждении клеток прекращается образование антиагрегантов. При кратковременном действии повреждающих агентов эндотелий продолжает выполнять защитную функцию, препятствуя кровопотере. Но при продолжительном повреждении эндотелия, по мнению многих исследователей, эндотелий начинает играть ключевую роль в патогенезе ряда системных патологий (атеросклероз, гипертония, инсульты, инфаркты и др.). Это объясняется участием эндотелия в активизации ренин-ангиотензиновой и симпатической систем, переключением активности эндотелия на синтез оксидантов, вазоконстрикторов, агрегантов и тромбогенных факторов, а также уменьшением деактивации эндотелиальных биологически активных веществ из-за повреждения эндотелия некоторых сосудистых областей (в частности, в легких) [2]. Этому способствуют такие модифицируемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, как курение, гипокинезия, солевая нагрузка, различные интоксикации, нарушение углеводного, липидного, белкового обменов, инфекция и др.

Дисфункция эндотелия – это, прежде всего, дисбаланс между продукцией вазодилатирующих, ангиопротективных, антипролиферативных факторов с одной стороны (NO, простациклин, тканевой активатор плазминогена, С-тип натрийуретического пептида, эндотелиального гиперполяризующего фактора) и вазоконстриктивных, протромботических, пролиферативных факторов, с другой стороны (эндотелин, супероксид-онион, тромбоксан-А2, ингибитор тканевого активатора плазминогена) [7].

Одним из маркеров дисфункции эндотелия является асимметричный диметиларгинин (АДМА) – эндогенный ингибитор NO-синтазы, участвующий в патогенезе атеросклероза. АДМА является маркером риска инсульта и транзиторных ишемических атак. Повышение уровня ADMA было выявлено при хронической сердечной недостаточности (ХСН). Предположительно, в остром периоде ишемического инсульта уровень ADMA повышается [6].

На базе ФГБУ «Клиническая больница №1» УД Президента РФ в неврологическом отделении для больных с острым нарушением мозгового кровообращения и палатами РИТ было выполнено исследование с предположительной дисфункцией эндотелия у пациентов с различной неврологической, сердечно-сосудистой, эндокринной патологией. Исследование выполнялось на приборе Endo-PAT 2000 (ITAMAR, Израиль).

Эндо-PAT 2000 является новым устройством, которое используется для оценки функции эндотелия. Устройство фиксирует эндотелий-опосредованные изменения в цифровой форме, PAT (тон периферических артерий) - сигнал, измеренный с двух био-датчиков, расположеных на указательном пальце каждой руки. Эндотелий-опосредованные изменения в сигнале PAT выявляются путем создания гиперемированного ответа. Гиперемия индуцирована окклюзией кровотока по плечевой артерии в течение 5 минут с помощью надувной манжеты с одной стороны. Ответ на реактивную гиперемию вычисляется системой автоматически [4].

Было обследовано 16 человек, 9 женщин и 5 мужчины, средний возраст 42,19 (от 27 до 69 лет). Из них с ишемическим инсультом 5 человек (31,25%), 2 из которых - молодого возраста (27-28 лет), ишемическая болезнь сердца – 2 человека (12,5%), артериальная гипертензия – 3 человека (18,75%), сахарный диабет – 3 человека (18,75%), а так же по одному с серозным менингитом, мигренью и рассеянным склерозом. Контрольная группа составила 4 человека (25%). Был рассчитан индекс реактивной гиперемии – RHI (от 2,0 - норма, от 1,67 до 2,0 – пограничные значения, ниже 1,67 - патология). В группе с ишемическим инсультом средний индекс составил 1,472, с ишемической болезнью сердца – 1,75, с артериальной гипертензией – 1,625, сахарным диабетом – 1,413, у контрольной группы среднее значений RHI – 2,36.

В результате проведенного исследования выявилось достоверно значимое уменьшений индекса реактивной гиперемии в группе с ишемическим инсультом на 0,888, с ишемической болезнью сердца на 0,61, с артериальной гипертензией на 0,735, сахарным диабетом на 0,947 по сравнению с контрольной группой (Р < 0,05).

Так же проводилось контрольное исследование после курса специфической терапии (плавикс, L-карнитин, лонгаДНК, L-аргинин, дегидрокварцетин), при котором отмечалась положительная динамика в виде увеличения индекса реактивной гиперемии на 28,3%.

Таким образом, можно говорить о достоверной ранней диагностике, предупреждении возможности развития сердечно-сосудистых заболеваний, проведении профилактических мероприятий, специфической терапии, и вспомнить хорошо известное, но немного забытое высказывание: «Здоровье человека определяется здоровьем его сосудов».

Список литературы:

1.​ Вишневская В.Ю. Эндотелиальная дисфункция и возраст//Врачебная практика.-2003.-№4.-С.5-10.

2.​ Волошин П.В., Малахов В.А., Завгородняя А.Н. Эндотелиальная дисфункция у больных с церебральным ишемичсеим инсультом: пол, возраст, тяжесть заболевания, новые возможности медикаментозной коррекции // Междунар. невр. журнал.- 2007.-№2(12).-С.15-20.

3.​ Под ред. Суслиной З.А. Очерки ангионеврологии.//М.: Издательство «Атмосфера»-2005.-С.130-140.

4.​ Axtell, A. L., Gomari, F. A., Cooke, J. P. Assessing Endothelial Vasodilator Function with the Endo-PAT 2000. J. Vis. Exp. (44), e2167, DOI: 10.3791/2167 (2010).

5.​ Vanhoutte P.M. Endothelial dysfunction and aterosclerosis // Eur. Heart J.-1997.- №18 (Suppl. E).- P. 19-29.

6.​ Wolfram D. Endothelial Dysfunction of the Peripheral Vascular Bed in the Acute Phase after Ischemic Stroke // Cerebrovascular Diseases 2012, Vol. 33, No. 1.- P.37-46.

7.​ Бувальцев В.И. Дисфункция эндотелия как новая концепция профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.// Международный медицинский журнал.-2001.-№3

Проф. д.м.н. Шмырев В. И., к.м.н. Калёнова И. Е., к.м.н. Донецкая О. П., Новосёлова С. А., Литвинов Н. И., Акопова-Цветкова М. Э.

ФГБУ «Клиническая больница №1» при Управлении делами Президента РФ

Фотогалерея статьи

17 октября 2014 г.

Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале

Ещё статьи из категории «Наука и технологии»
Применение эндоскопической ассистенции в хирургическом лечении больных с опухолями мосто-мозжечкового угла
Применение эндоскопической ассистенции в хирургическом лечении больных...
Данная работа посвящена проведению описательно-сравнительного анализа серии из 33 оперативных вмешательств по поводу опухолей мосто-мозжечкового угла,...
Эффективность радиочастотной денервации позвоночных сегментов
Эффективность радиочастотной денервации позвоночных сегментов
Методика радиочастотной деструкции фасеточных нервов является высокоэффективной и безопасной. Это подтверждается так же материалами многочисленных «клиник...