Сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов, в частности к контролю за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, а также изъятие органов у здоровых людей под предлогом искусственно навязанных врачом операций.

Деонтологические проблемы в трансплантологии являются чрезвычайно актуальными.

В клинической практике, помимо сердца, почки, печени, лёгких, поджелудочной железы выполняется пересадка сегментов кишечника, селезёнки, эндокринных желёз (вилочковой железы, гипофиза, околощитовидной, щитовидной железы, яичек и яичников, надпочечников), что вызывает необходимость обсуждения пределов «дозволенности».

На данный момент в экспериментах разработана пересадка многих органов, включая органы пищеварения, конечности и даже мозг. Долгую историю имеет и фетотерапия (использование в медицине клеток и тканей человеческих эмбрионов), начинающуюся с исследований и эмпирической практики П. Ниханса (Швейцария) и Ю. Ю. Вороного в 20-х гг.

Изначально целью фетотерапии было создание противоракового иммунитета и омоложение организма. Затем к этим идеям добавились и другие:

1. Создание иммуномодулирующих препаратов

2. Выращивание клеточных культур, тканей, органов с идеальной гистосовместимостью.

3. Разработка принципиально новых методов лечения б-ни Паркинсона, сахарного диабета, клапанных пороков сердца.

Таким образом, при использовании эмбриональных клеток и тканей в научных целях, клинической практике и фарм. промышленности возник ряд этических вопросов.

Различают следующие типы трансплантации:

  1. Аутотрансплантация (аутологическая трансплантация) – реципиент трансплантата является донором для самого себя, например, трансплантация кожи с неповреждённых участков при тяжёлых ожогах. При лимфомах, лейкозах и химиочувствительных злокачественных опухолях широко применяется аутотрансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток после высокодозной противоопухолевой химиотерапии.
  2. Гомотрасплантация (гомологическая трансплантация) – донором трансплантанта является генетически и иммунологически 100% идентичный реципиенту однояйцевый близнец реципиента. При возможности клонирования отдельной ткани и выращивании целых органов с заданными иммунологическими характеристиками все трансплантации будут гомологичными.
  3. Аллотрансплантация (гетерологичная трансплантация) – донором трансплантанта является генетически и иммунологически чуждый организм.
  4. Ксенотрансплантация (межвидовая) – трансплантация органов от животного другого биологически вида человеку.

Данный вид трансплантации может подвергнуться отрицательной оценке со стороны религиозных конфессий, например, для мусульман и иудеев неприемлемыми будут ткани свиньи, а для индуистов – коровы. Также межвидовая трансплантация вызывает критику со стороны защитников прав животных и людей, считающую подобную практику неэтичной.

5. Использование органов от умерших людей.

При пересадке органа погибшего донора чем раньше пересажен орган, тем выше шансы на успех операции, но процедура фиксации смерти и её критерии остаются предметом дискуссии.

6. Прижизненное изъятие органов.

Сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов, в частности к контролю за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, а также изъятие органов у здоровых людей под предлогом искусственно навязанных врачом операций.

Пока операции по трасплантации носили экспериментальный характер и исчислялись единицами, они вызывали удивление и одобрение. В 1967 году К. Бернардом была произведена первая в мире пересадка сердца, затем в 1968 году ещё 101 подобная операция. В прессе эти годы называли временем «трансплантационной эйфории». На данный момент уже пересажены сотни сердец и десятки тысяч почек, их изымают из трупов людей, получивших смертельные травмы. Однако эти органы быстро становятся негодными к пересадке, поэтому после смертельной травмы «подходящего» донора доставляют в больницу, констатируют смерть и тут же забирают необходимый материал для пересадки. Так возникает неразрешимая этическая проблема – необходимость смерти одного для спасения другого.

Помимо этого, после доставки нужного донора в больницу встает проблема о проведении ему реанимационных мероприятий, что противоречит этике медицины, однако длительное искусственное поддержание жизни донора может привести к необратимым изменениям в необходимом органе, сделав его непригодным к пересадке.

Следующий вопрос: по каким критериям следует констатировать смерть донора? Чаще главным признают смерть сердца, но к этому моменту интересующий орган уже часто непригоден для пересадки.

По инструкции Министерства здравоохранения изъятие органа нужно проводить после констатации смерти мозга, вне зависимости от наличия сердцебиения, но на деле это выглядит как отнятие органа у человека, который ещё не умер, потому что у него ещё бьется сердце.

Болезненна и проблема разрешения на пересадку органов. В советское время трансплантология никакими правилами не регулировалась, решение о «заборе» органа в каждом случае принимали врачи, а согласия родственников не требовалось. Но во многих странах подобная политика расценивается как нарушение прав человека. На данный момент в России забор органов или тканей не требует согласия родственников погибшего, но не дозволяется в случае их активного несогласия.

Остро обсуждается и вопрос об этичности клеточной терапии: при некоторых дегенеративных заболеваниях нервной системы взрослому больному может помочь введение нервных клеток человеческого зародыша, выделенных из абортивных материалов, что приведет к увеличению числа медицински неоправданных абортов. В свою очередь, возлагают на себя надежды успехи генной инженерии и совершенствование клонирования органов, однако и эти технологии также порождают глубокие этические проблемы.

1."Основы общественного здоровья и здравоохранения" В.С. Лучкевич, Санктъ-Петербург, 2011 год.

2. "Общественное здоровье и здравоохранение" Кириченко Ю.Н., Курск, 2004 год, Курский государственный медицинский университет.

3. "Общественное здоровье и здравоохранение" В.А. Миняев,Н.И. Вишняков, 2012 год. 

4. АНО ДПО Санкт-Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кафедра рефлексотерапии.

4 апреля 2019 г.

Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале