Кубенский Глеб Евгеньевич
заведующий отделением - врач-анестезиолог-реаниматолог,...

В отличие от большинства других клеток человеческого организма, сердечные клетки не обладают способностью к самовосстановлению или эффективной регенерации, в связи чем сердечная недостаточность является прогрессирующим заболеванием. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смертности во всем мире, по оценкам, в 2015 году от сердечно-сосудистых заболеваний умерло 17, 7 миллиона человек.

Новые исследования обнаружили потенциальные средства для самовосстановления поврежденных клеток сердца. Открытие может привести к революционным формам лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Впервые исследователи идентифицировали длинную некодирующую рибонуклеиновую кислоту (нкРНК), которая регулирует гены, контролирующие способность клеток сердца подвергаться репарации или регенерации. Эта новая РНК, которую исследователи назвали "Singheart" ( Поющее сердце) , может быть направлена ​​на лечение сердечной недостаточности в будущем. Это открытие было сделано совместно Сингапурским институтом генома A * STAR (GIS) и Национальной университетской системой здравоохранения (NUHS), и в настоящее время опубликовано в Nature Communications.

В этом проекте исследователи использовали одну клеточную технологию для изучения паттернов экспрессии генов в здоровых и больных сердцах. Команда обнаружила, что уникальная субпопуляция клеток сердца в больном сердце активирует генные программы, связанные с делением клеток сердца, впервые обнаруживая гетерогенность экспрессии гена в пораженных клетках сердца. Кроме того, они также обнаружили «тормозящие механизмы», которые мешают сердечным клеткам делиться и таким образом самовосстанавливаться. Ориентация на эти «тормоза» может помочь запустить восстановление и регенерацию клеток сердца.

«Всегда существовало мнение, что сердце имеет ключ к собственной способности к исцелению, регенерации и восстановлению. Но эта способность, возможно, блокируется, на определенной стадию заболевания. Наши результаты указывают на этот потенциальный блок, который, может привести к самовосстановлению сердца », - объяснил A / Prof. Roger Foo, ведущий автор исследования, главный исследователь GIS и Института сердечно-сосудистых исследований NUHS (CVRI) и старший консультант в Национальном университетском кардиологическом центре, Сингапур (NUHCS).

«В отличие от кожной раны, где струп отпадает, а новая кожа отрастает, у сердца нет такой способности к восстановлению и вместо этого формируется постоянный рубец. Если сердце может быть мотивировано на заживление, как кожа, последствия сердечных приступов будут совершенно иными ", добавил A / Prof Foo.

Исследование было проведено первым автором и бывшим старшим научным сотрудником ГИС, доктором Кельвином Си, который в настоящее время является научным сотрудником и докторантом Mack Technology в Пенсильванском университете.

«Это новое исследование является значительным шагом на пути к раскрытию полного регенеративного потенциала сердца и может в конечном итоге привести к более эффективному лечению сердечных заболеваний. Болезнь сердца превалирует среди других болезней в Сингапуре, и срочно необходимы большие финансовые вложения для обеспечения подобных инновационных открытий» - сказал профессор Марк Ричардс, директор CVRI.

Исполнительный директор ГИС, профессор Нг Хук Хуэй, добавил: «Эти межведомственные исследования служат прочной основой для будущих исследований сердца. Что еще более важно, выявление барьеров, стоящих на пути процесса самовосстановления сердечных клеток, приводит нас к еще одному шагу ближе к поиску лекарства для одного из крупнейших убийц в мире ".

По материалам: Kelvin See, Wilson L. W. Tan, Eng How Lim, Zenia Tiang, Li Ting Lee, Peter Y. Q. Li, Tuan D. A. Luu, Matthew Ackers-Johnson, Roger S. Foo. Single cardiomyocyte nuclear transcriptomes reveal a lincRNA-regulated de-differentiation and cell cycle stress-response in vivo.

Nature Communications, 2017; 8 (1)