 Проблема когнитивных нарушений затрагивает практически каждого человека на планете, с ней связаны огромные социально-экономические и этические потери.В нашей стране примерно 12-15% населения составляют люди старше 65 лет, причем к 2020 году их численность возрастет, по меньшей мере, в два раза. В связи с этим патогенез и коррекция когнитивных нарушений является крайне актуальной для неврологов и врачей других специальностей

Соколова Любовь Петровна
Соколова Любовь Петровна
врач-невролог высшей категории, профессор кафедры неврология...

Все когнитивные функции подразделяются на память, внимание, речь, праксис (целенаправленная деятельность), гнозис (ориентация, узнавание места и времени), мышление. Возможности когнитивных функций формируют личность индивидуума, определяют успешность в обучении, в профессиональной деятельности, других жизненных сферах

Выделяют 4 основные взаимодействующие компоненты когнитивных функций: 1. восприятие информации (зрительный, слуховой, тактильный гнозис, обоняние, вкус и др.); 2. обработка и анализ информации («исполнительные» функции), которые включают произвольное внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений. Сюда же можно отнести и мышление, интеллект, которые подразумевают, в том числе, умение адаптироваться в обществе, адекватно вести себя в изменяющейся обстановке, выстраивание программы поведения, корректировка своих действий исходя из целесообразности момента; 3. запоминание и хранение информации (память) и 4. обмен информацией, построение и осуществление программы действий - «экспрессивные» функции, к которым относятся речь, навыки целенаправленной двигательной активности (праксис) Памятью называют способность ЦНС усваивать новую информацию, сохранять ее и неоднократно использовать в процессе жизнедеятельности. Память состоит из стадий: запоминание (ретенция), хранение информации и воспроизведение информации. При сосудистых когнитивных расстройствах страдает, в большей степени, воспроизведение информации, тогда как запоминание и хранение может сохраняться. Семантически опосредованные «подсказки» при тестировании помогают пациентам воспроизводить информацию. При нейродегенеративных заболеваниях (БА) в первую очередь страдает запоминание. Существуют индивидуумы с гипо- или гипермнезией, с врожденной «мнестической одаренностью». Есть пациенты, чувствительные к интерференции (отвлечениям), а бывает первичная слабость запоминания и без интерференции. При нарушении воспроизведения информации, выделяют псевдореминисценции (незначительные неточности в деталях), контаминации (включение одних воспоминаний в структуру других), конфабуляции (вспоминаются события, не имеющие места) ГИПОМНЕЗИИ подразделяют на: Фиксационные (забывается отрезок времени, соответствующий определенному событию), антеро- и ретроградные; прогрессирующие и непрогрессирующиие

3 мая 2019 г.

Источник: С полным вариантом сообщения можно будет ознакомиться в майском номере газеты невроньюс 2019

Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале