В ходе восстановительных занятий с пациентами с самыми тяжелыми формами речевых и нейродинамических расстройств,  кроме постоянно используемых приемов активизации пациента с помощью мануальных, зрительных и слуховых заданий логопеду нередко приходится включать в работу и другие органы чувств, а именно обоняние и вкус. Обонятельные и вкусовые отделы коры головного мозга находятся в непосредственной близости от слуховой  и двигательной зон большого мозга, их стимуляция оказывает дополнительное активизирующее воздействие и на эти зоны.

Данные виды выполняемой работы не стоят особняком, а используются в комплексе упражнений, направленных на установление минимального контакта с пациентом, расширение возможностей понимания обращенной речи,  тренировку и закрепление ответов «ДА» / «НЕТ»  доступным пациенту способом – а именно открыванием или зажмуриванием глаз, пожиманием руки специалиста условленное число раз, движениями головы и т.д.

Перед началом данного комплекса упражнений специалист обязательно связывается с родственниками пациента для уточнения информации о наличии у больного аллергических реакций на продукты питания и запахи. Эти данные учитываются при подборе стимульного материала индивидуально для каждого больного.

Для заданий на различение запахов мы подобрали несколько знакомых пищевых контрастных  ароматов. В закрытых контейнерах находятся молотый  кофе, лимон, ваниль, уксус, сушеная рыба, шоколад, малосольный огурец, горчица.

Для стимуляции вкусового анализатора выбираются продукты с ярко выраженным вкусом, а именно мёд, сахар, лимон, соль, горчица. Специалист  набирает на кончик стерильного шпателя минимальное количество предлагаемого вкусового раздражителя и наносит на соответствующую область языка пациента – сладкие раздражители на кончик, соленые на переднюю боковую поверхность, кислые на боковую поверхность языка в глубине ротовой полости и горькие ближе к корню языка.

Логопедическая работа с применением вкусовых и обонятельных раздражителей состоит из нескольких этапов. Вначале каждый аромат или вкус предъявляется пациенту отдельно, специалист называет его, описывает ассоциации, связанные с этим запахом (вкусом), задает пациенту вопросы, например: « Ваниль - это сладкий аромат, так обычно пахнет в пекарнях, ваниль кладут в булочки – Вам нравится запах ванили?  Вы любите сладкие булочки? Помните их вкус?». Логопед  демонстрирует пациенту реальный предмет и крупно напечатанное его изображение. Одновременно оценивается реакция больного: есть ли мимические реакции на данный предложенный запах, слушает ли он специалиста, готов ли к установлению минимального контакта. На каждом занятии предъявляются не более 3 контрастных вкусов/ароматов.

Если пациент во время занятия достаточно активен, возможно предъявление одного из ароматов  (вкусов) без пояснения специалиста, а затем выполнение заданий на понимание и первичную коммуникацию. Специалист дает пациенту инструкцию: « Я сейчас дам вам понюхать аромат, но сразу его не назову. Постарайтесь его узнать». Контейнер подносится к лицу пациента. Затем логопед дает инструкцию: «Я сейчас буду называть запахи, когда вы услышите правильное слово – закройте глаза». Аналогично предъявляются и вкусовые стимулы. Логопед предъявляет пациенту реальные предметы или крупно напечатанные их изображения, предлагая выбрать нужную картинку/предмет, который издает данный аромат или имеет данный вкус среди  2-3 изображений (предметов) .

В дальнейшем проводится работа на различение контрастных ароматов (вкусов), например запахи шоколада и уксуса; вкусы мёда и лимона. Специалист предъявляет пациенту стимульный материал, затем задает вопросы, на которые пациент может ответить утвердительно или отрицательно, используя условный сигнал (закрывание глаз, рукопожатие, кивок или вокализацию/слово). Также предъявляются крупно напечатанные изображения, соответствующие данным вкусам, пациент выбирает нужную картинку. Также пациенту предлагается оценить жестом/словом/условным знаком правильность утверждений типа «Лимон кислый; «Мед солёный».

Данная методика в комплексе с другими логопедическими приемами и методами способствует повышению общей активности пациента, тренировке произвольного внимания, расширению  импрессивных возможностей, формированию положительного отношения к логопедическим занятиям и установлению продуктивного контакта с больным.

24 июля 2019 г.

Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале

Ещё статьи из категории «Полезные статьи»
Будущие стратегии профилактики декомпенсации застойной сердечной недостаточности с использованием самотестирования пациентов на основе лабораторных биомаркеров
Будущие стратегии профилактики декомпенсации застойной сердечной недостаточности...
Доклиническая (предсимптомная) оценка сердечного биомаркера для диагностики застойных явлений у пациентов с сердечной недостаточностью с ежедневным использованием...
Болезнь мелких сосудов и метаболический синдром
Болезнь мелких сосудов и метаболический синдром
Метаболический синдром, ведущий к цереброваскулярным нарушениям.
Сочетание трех генных мутаций приводит к смертельной наследственной патологии сердца у человека
Сочетание трех генных мутаций приводит к смертельной наследственной патологии...
Ученые считают, что более распространенные формы заболеваний могут быть результатом сочетания более тонких генетических мутаций, которые действуют вместе....
Регенерация сердца стволовыми клетками после инфаркта миокарда – новое перспективное исследование
Регенерация сердца стволовыми клетками после инфаркта миокарда – новое...
Специфические плацентарные стволовые клетки могут регенерировать сердце после инфаркта Исследователи из Медицинской школы Икан на горе Синай продемонстрировали,...