В логопедической работе с детьми и взрослыми массаж чаще всего используется при коррекции нарушений, связанных с дизартриями и дистониями. В зависимости от типа нарушения, логопед проводит расслабляющий, тонизирующий, точечный или комбинированные виды массажа, направленные на нормализацию тонуса и функционирования мимической, оральной, артикуляционной мускулатуры и мышц, участвующих в акте глотания.
Однако логопедический массаж, а именно его активизирующий вариант может успешно применяться и в восстановительной работе с пациентами с диагнозом афферентная моторная афазия грубой степени выраженности. При данной форме нарушений на ранних этапах восстановления превалирует оральная и артикуляционная кинестетическая апраксия. Непроизвольные мимические и оральные движения у пациентов относительно сохранны, что же касается произвольно выполняемых движений, то в редких случаях больным доступна имитация по показу простых оральных поз (открыть рот, высунуть язык, улыбнуться, надуть щеки). В большинстве своем произвольный оральный праксис находится в состоянии распада. Стремясь выполнить то или иное движение, пациент производит серию хаотичных, беспорядочных движений языком и губами, часто включая даже мышцы головы и шеи. Грубо нарушено повторение даже гласных звуков.
Пациентам с данной речевой патологией показан логопедический массаж, при котором специалист не только работает над улучшением в сфере чувствительности и подвижности органов артикуляции, но и активизирует двигательно-кинетическую обратную связь, «лепит» из губ и щек пациента верные кинестетические уклады гласных звуков (У, О, И, А), а также губных согласных М и П. Процедура проходит перед зеркалом, пациент видит и учится имитировать необходимое положение губ, щек, зубов. Дополнительную стимуляцию оказывает и массаж языка, тренировка отдельных поз (самостоятельно и с помощью логопеда) для получения правильных артикуляционных укладов.
Применение приемов логопедического массажа при афферентной моторной афазии способствуют более быстрому преодолению орально-артикуляционной апраксии, формированию правильных артикуляционных укладов, активизации экспрессивной стороны речи.
3 сентября 2019 г.
Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале