Вступление

Антифосфолипидный синдром (синонимы: синдром антифосфолипидных антител, синдром волчаночных антител, синдром Хьюза) – системная аутоиммунное заболевание, ассоциированное с гиперкоагуляцией, и обусловленное синтезом антифосфолипидных антител (аФЛ): антикардиолипиновых антител (аКЛ, волчаночного антикоагулянта (ВА), антител к b2-гликопротеин I (анти-b2-ГП I). Несмотря на то, что АФС чаще всего рассматривается в контексте гинекологических патологий, как одна из причин прерывания беременности, определение ее как исключительно гинекологической неверно: болезнь встречается у любых групп населения и обладает стертой клинической картиной. Настороженность врача любой специализации в отношении этого состояния особенно важна, так как своевременно назначенная терапия улучшает качество жизни пациентов и отдаленный прогноз, предотвращая развитие жизнеугрожающих осложнений. В данной статье будут рассмотрены основные принципы диагностики и терапии антифосфолипидного синдрома, с учетом последних клинических рекомендаций.

Эпидемиология

Международной статистики заболеваемости не ведется; остается неизвестным и точная распространенность АФС среди популяции. Заболевание характерно для людей молодого (в литературе встречаются описания диагностики АФС у пациента 8 месяцев жизни) и среднего возраста, редко встречается у пожилых людей. Значимой корреляции с расой не выявлено; вторичный АФС чаще поражает женщин, однако точное процентное соотношение между полами не выявлено.

Классификация

В настоящее время, принято выделять три подгруппы антифосфолипидного синдрома (АФС):

  1. Первичный антифосфолипидный синдром (ПАФС (PAPS)) – диагностируется у пациентов без сопутствующей ревматологической патологии. На долю ПАФС приходится до половины всех случаев заболевания.
  2. Вторичный антифосфолипидный синдром – развивается у пациентов с установленным ревматологическим диагнозом (чаще всего системной красной волчанки) как осложнение основного заболевания. Реже, вторичный АФС может наблюдаться при других болезнях (напр., лимфопролиферативные заболевания, аутоиммунные заболевания; гепатит С, ВИЧ, сифилис и другие инфекционные заболевания) или быть обусловлен длительным приемом определенных препаратов (прокаинамид, хинидин, гидралазин, фентоин, хлорпромазин, пероральные контрацептивы).
  3. Катастрофический антифосфолипидный синдром (CAPS-синдром, синдром Ашерсона) – острое состояние, диагностируемое при наличии трех и более тромбозов (вне зависимости от локализации) артерий и\или вен у пациентов с АФС любой этиологии, развивающихся в промежуток от нескольких дней до нескольких недель. Точный механизм развития данного состояния, как и провоцирующие факторы, на данный момент окончательно не ясны; смертность составляет приблизительно 50% ввиду полиорганной недостаточности.

Этиология и патофизиология

Этиология АФС не известна. Проведение обширных исследований затруднено редкостью заболевания, затруднениями постановки диагноза и отсутствия четкого представления о механизме развития заболевания. Были выявлены генетические факторы риска развития АФС: у пациентов с ПАФС определяется генетический маркер HLA-DR7, у пациентов с вторичной АФС – HLA-B8, HLA-DR2, HLA-DR3.

Исследование антифосфолипидных антител показало, что их наличие как таковое не коррелирует с заболеваемостью: они обнаруживаются у 1 до 5% здорового населения в крови, у здоровых родственников пациентов с АФС – в 33% случаев. Данное наблюдение характерно и для вторичного АФС: аФЛ определяются при значительном количестве ревматологических патологий: к примеру, при СКВ – приблизительно в 30-40% случаев, но АФС диагностируется только у 10% пациентов с данной патологией.

Патофизиологические процессы при АФС так же вызывают споры. На данный момент, предложено множество теорий, объясняющих причины нарушения коагуляции при АФС:  продукция антител против факторов коагуляции (протромбин, протеины С и S, аннексины), нарушение механизмов апоптоза клеток, повышение тропности тромбоцитов к эндотелию и др. Не до конца определена роль вторичных факторов риска (таких как возраст, наличие диабета и гипертонии, ожирения и др.) в развитии АФС.

Диагностика

Постановка диагноза АФС представляет профессиональный вызов для врача. Сложность диагностики АФС состоит в том, что множество клинических проявлений заболевания крайне неспецифичны: от неврологических проявлений, имитирующих рассеянный склероз, до клинической картины инфекционного эндокардита. Клинические проявления будут рассмотрены в настоящей статье в следующих разделах. Постановка диагноза АФС основывается на выявлении характерных клинических и лабораторных данных. В настоящее время, используются т.н. Сиднейские критерии (2006г.)

АФС диагностируется при наличии одного клинического и одного серологического критерия, при исключении иной причины коагулопатии.

Дополненные критерии АФС, Сидней, 2006г. :

Клинические критерии

  1. Сосудистые тромбозы

Один или более клинических эпизодов артериального, венозного или тромбоз мелких сосудов в любой ткани или органе. Тромбоз должен быть подтвержден КТ\МРТ или допплеровским исследованием. Морфологическое подтверждение обязательно, тромбоз не должен сочетаться с воспалительными изменениями стенки сосуда.

Примечания:

Поверхностные тромбозы не учитываются как клинический критерий.

Эпизод тромбоза в прошлом может рассматриваться как положительный критерий, если был подтвержден клинически.

  1. Патология беременности

Один или более из нижеперечисленных факторов:

  1. один и более случаев внутриутробной гибели морфологически нормального плода (по данным УЗИ либо морфологически) после 10 недель гестации
  2.  один и более случаев преждевременных родов морфологически нормального плода до 34 недель гестации ввиду тяжелой преэклампсии, эклампсии или выраженной плацентарной недостаточности
  3.  3 и более последовательных случаев спонтанных абортов до 10 недель гестации при исключении иных анатомических, гормональных и генетических причин у матери и отца

Лабораторные критерии

Антикардиолипиновые антитела (АКЛА)

Выявление в сыворотке АТ к кардиолипину IgG\IgM изотипов в сыворотке средних или высоких титрах (титр >40 GPL\MLP, или > 99-го перцентиля здоровой популяции), выявленные не менее 2х раз  с промежутком не менее 12 недель с помощью стандартизованного ИФА

Антитела к b2-гликопротеину I (АБ2ГП)

Выявляемые в сыворотке АТ к b2-гликопротеину I (IgG и/или IgM изотип) в средних или высоких титрах (т.е. > 99-го перцентиля здоровой популяции) с помощью стандартизированного ИФА

Волчаночный антикоагулянт (ВАК)

Выявление ВАК, не менее 2х раз  с промежутком не менее 12 недель, определяемый согласно комплексу исследований по рекомендациям Международного Общества Тромбозов и Гемостаза (исследовательская группа по ВА/фосфолипид-зависимым антителам):

а) удлинение времени свертывания плазмы в фосфолипид-зависимых коагулогических тестах: АПТВ, КВС, протромбиновое время, тесты с ядами Рассела, текстариновое время

б) отсутствие коррекции удлинения времени свертывания скрининговых тестов в тестах смешивания с донорской плазмой

в) укорочение или коррекция удлинения времени свертывания скрининговых тестов при добавлении фосфолипидов

Исключение других коагулопатий

Например, ингибитора VIII фактора свертывания крови и других

Стоит отметить, что наличие у пациента других приобретенных либо врожденных факторов риска тромбозов (возраст, пол, диабет, гиперхолестеринемия, курение и др.) не исключает диагноз АФС. Результаты повторного выявления антифосфолипидных антител не достоверны при их выявлении в срок менее 12 недель или более 5 лет; повторное исследование обязательно, т.к. аФЛ могут повышаться в ответ на прием лекарственных средств или при инфекционных заболеваниях.

Клиническая картина

Тромботические проявления АФС значительно варьируются в зависимости от локализации тромба и типа пораженного сосуда. Характерными для АФС локализациями тромбозов являются нижние конечности, мозг и легкие. Почки – наиболее частая мишень при АФС (следует отметить, что тромбозы сосудов почек могут манифестировать вторичной артериальной гипертензией, отечным синдромом и нефропатией). Как правило, поражаются сосуды только одного органа. Периферический венозный тромбоз столь же вероятен, как и тромбоз вен внутренних органов (включая повышенный риск развития специфических состояний, как напр. синдром Бада-Киари, синдром Уотерхаузена-Фредериксена). Тромбоз артерий служит причиной инсультов и ТИА, инфарктов органов и гангрены конечностей, в специализированной литературе можно встретить описания тромбоза аорты на фоне АФС. По некоторым данным, приблизительно треть всех инсультов у пациентов в возрасте до 50 лет может быть обусловлена наличием АФС; наиболее вероятна данная этиология у пациентов без сопутствующих факторов риска с историей повторных эпизодов ОНМК или ТИА. Рецидивирующие ишемические микроинсульты иногда протекают без неврологических нарушений или манифестируют судорожным синдромом, состояниями, схожими с множественным склерозом (нарушения периферической чувствительности, диплопия). Вариантом АФС является синдром Снеддона (триада симптомов: рецидивирующие тромбозы мозговых сосудов, сетчатое ливедо, артериальная гипертензия). Неврологическая симптоматика так же включает хорею, мигрень, синдром Гийена-Барре. Некоторые исследования показали связь ПАФС с когнитивными расстройствами и деменцией, но природа указанной связи до конца не установлена.

В некоторых случаях у пациентов с АФС отмечается сетчатое ливедо либо язвенные поражения кожи. Возможны асептические некрозы костей.  Типичным гематологическим признаком АФС является тромбоцитопения. Обычно количество тромбоцитов снижается умеренно и не требует специального лечения. Развитие геморрагических осложнений наблюдается редко и, как правило, связано с сопутствующим дефектом специфических факторов свертывания крови, патологией почек или передозировкой антикоагулянтов. При АФС отмечается повышенный риск развития аутоиммунной гемолитической анемии.

Нередка клапанная патология сердца: от незначительных изменений клапанов (утолщение, невыраженный пролапс) до гемодинамически значимых стенозов и недостаточностей; с наибольшей частотой поражения митрального клапана. Возможно поражение аортального и трикуспидального клапанов. Редкой, но крайне угрожающей ситуацией, является асептический эндокардит, обусловленный наложениями тромботических масс, практически неотличимыми от таковых при инфекционном эндокардите.

КАПС – крайне редкая форма АФС, ассоциированная с высокой летальностью. Особенности протекания КАПС разнятся от человека к человеку, но как правило состоят во множественном тромбозе сосудов, затрагивающих несколько систем органов, в течение нескольких дней или недель. В некоторых случаях травмы, инфекции, хирургические вмешательства могут служить провоцирующим фактором.

Лечение и профилактика

Риск тромботических осложнений у пациента зависит от антифосфолипидного профиля. Тип профиля влияет на как на длительный прогноз, так и на подход к терапии и профилакте. В антифосфолипидный профиль входят тип выявленного аФЛ, наличие нескольких типов аФЛ, титр аФЛ (средний и высокий против низкого), наличие аФЛ в повторных исследованиях. Согласно результатам, всех пациентов принято разделять на две группы в зависимости от риска осложнений:

Профиль аФЛ, ассоциированный с высоким риском осложнений

Наличие ВАК в двух повторных исследованиях, проведенных с промежутком не менее 12 нед. согласно рекомендациям, либо любая комбинация двух любых аФЛ, либо наличие всех трех типов аФЛ.

Длительно персистирующий средне-высокий титр аФЛ.

Профиль аФЛ, ассоциированный с низким риском осложнений

Изолированное наличие АКЛА либо АБ2ГП в средне-низких титрах.

Основными группами препаратов для терапии АФС являются антиагреганты и антикоагулянты.

Для бессимптомных носителей аФЛ с высоким профилем риска, рекомендована профилактическое назначение аспирина в дозах от 75-100 мг, при его непереносимости возможно замена на клопидогрель.

Пациентам с СКВ без истории тромбозов и акушерской патологии, или для небеременных пациенток с отягощенным акушерским анамнезом рекомендовано назначение аспирина в аналогичных дозах.

Пациенты с АПФ с впервые возникшим венозным тромбозом должны получать антагонисты витамина К с целевыми значениями МНО от 2.0 до 3.0, длительность приема антикоагулянтов составляет стандартный профилактический срок как при тромбозах иной этиологии. Необходимость в дальнейшей антикоагулянтной терапии определяется профилем риска и наличием повторных тромботических осложнений.

У пациентов с артериальным тромбозом целевое МНО может составлять 3.0-4.0 (в зависимости от риска кровотечений). Для пациентов с повторными тромбозами любой локализации, назначают антагонистов витамина К до достижения целевых значений МНО 3.0-4.0 дополнительно к аспирину, либо назначение низкомолекулярных гепаринов на постоянной основе.

Назначение новых пероральных антикоагулянтов при АФС носит ограниченный характер. Назначение НПОАК может быть рассмотрено для пациентов при эпизодах венозного тромбоза, у которых невозможно достижение целевых цифр МНО, либо при индивидуальной непереносимости к варфарину и аналогам. При артериальных тромбозах назначение НПОАК противопоказано ввиду повышенного риска повторных тромботических осложнений. Назначение ривароксабана при наличии профиля высокого риска (трех типов аФЛ) противопоказано во всех случаях.

Для женщин с историей акушерских осложнений, рекомендована комбинация аспирина и низкомолекулярного гепарина во время беременности; при повторяющихся эпизодах – увеличение дозы гепарина. Под наблюдением специалистов возможно добавление гидроксихлорохинов или низких доз глюкокортикоидов в первом триместре.

В качестве профилактических мер рекомендовано исключение других факторов риска (таких как ожирение, курение, контроль артериального давления и др.). В некоторых исследованиях была доказана эффективность назначения статинов (в частности, для пациентов с повторяющимися тромбозами, несмотря на адекватную антикоагулянтную терапию). Противопоказано назначение оральных контрацептивов и заменителей эстрогенов. Для пациентов с АФС противопоказана длительная иммобилизация.

Заключение

С соблюдением адекватной медикаментозной терапии, большая часть пациентов с АФС имеет благоприятный прогноз выживаемости при сохранном качестве жизни. По данным крупных европейских исследований, десятилетняя выживаемость пациентов с ПАФС составляет 90-94%. Пациенты с вторичным АФС имеют схожий прогноз, однако, их заболеваемость и смертность зависят и от течения сопутствующей ревматологической патологии.

Литература

1.https://rarediseases.org/rare-diseases/antiphospholipid-syndrome/ NORD
2.https://ard.bmj.com/content/annrheumdis/78/10/1296.full.pdf  EULAR recommendations for the management of antiphospholipid syndrome in adults
3.https://www.acc.org/latest-in-cardiology/ten-points-to-remember/2018/05/24/13/09/diagnosis-and-management-of-the-antiphospholipid-syndrome 
4.ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ РЕВМАТОЛОГОВ РОССИИ» ASSOCIATION OF RHEUMATOLOGISTS OF RUSSIA Клинические рекомендации по лечению антифосфолипидного синдрома 2013 https://mzur.ru/upload/АФС.pdf
5.https://www.rmj.ru/articles/revmatologiya/ANTIFOSFOLIPIDNYY_SINDROM_DIAGNOSTIKA_KLINIKA_LEChENIE/
6.https://www.rmj.ru/articles/ginekologiya/Antifosfolipidnyy_sindrom_osobennosti_techeniya_u_beremennyh_i_varianty_terapii/
7.https://emedicine.medscape.com/article/333221-overview

19 ноября 2019 г.

Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале

Ещё статьи из категории «Наука и технологии»
Способ установки винтов для транспедикулярной стабилизации позвоночника (патент RU 2620355)
Способ установки винтов для транспедикулярной стабилизации позвоночника...
Изобретение относится к травматологии, ортопедии и нейрохирургии, и может быть использовано для проведения транспедикулярной фиксации позвонков открытым...
Реперфузионный синдром, методы профилактики и лечения вторичного повреждения тканей при ишемии
Реперфузионный синдром, методы профилактики и лечения вторичного повреждения...
В работе представлены данные о патогенезе и клинических проявлениях реперфузионного синдрома, встречающегося во всех случаях восстановления кровотока после...