В статье проводится определение эффективности внедрения Lean-системы «бережливого производства» в рамках тайм-менеджмента функционирования операционного блока многопрофильного стационара.

Работу современной многопрофильной хирургической клиники невозможно представить без операционного блока, где традиционно сосредоточены тесные взаимодействия и усилия всех участников оперативных вмешательств.

Ежегодный рост заболеваемости по хирургическим нозологиям и увеличение современных мегаполисов диктуют постоянный прирост оперативной активности по многим направлениям хирургической деятельности. Подготовка и проведение высокотехнологичных операций имеет сложную логистику и существенные финансовые затраты на свою реализацию. Увеличить финансирование и расширить операционное отделение зачастую бывает невозможно. Поэтому единственно правильным и оправданным шагом в данных условиях является внедрение концепта Lean-системы «бережливого производства». За последние несколько лет в Клинической больнице №1 Управления делами Президента Российской Федерации наблюдается увеличение количества ежегодно выполняемых оперативных вмешательств с 13 тыс. до 16,5 тыс. В том числе значительное увеличение (более чем в 2 раза) доли малоинвазивных (лапароскопических) абдоминальных операций и высокотехнологичной хирургической помощи за последние 4 года увеличилось на 76% (с 2145 до 3776 операций).

В ходе разработки и внедрения системы тайм-менеджмента решались следующие задачи:

- выявление основных недостатков в планировании и организации операционного дня. Минимизирование временных интервалов при переводе пациентов в операционный блок, а также в период между операциями;

- внедрение персональных электронных карт (NFC) для всех участников операции, создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) для операционных сестер и направление электронных уведомлений через мобильное приложение, связанное с медицинской информационной системой (МИС);

- планирование операций через МИС,  фиксация операционного времени в режиме он-лайн с целью дальнейшего анализа тайм-менеджмента операционного времени, контроля выполнения вновь поставленного алгоритма действий;

- внедрение смарт-системы для облегчения дальнейших изменений работы операционной бригады, внедрения системы финансовой ответственности и материального стимулирования.

На первом этапе планирования работы операционного блока в медицинской информационной системе (МИС) был создан модуль плана операций. В данном разделе МИС вносится необходимая информация о пациенте: его возраст, история болезни, канал госпитализации, диагноз, название операции, оперирующая бригада, вид обезболивания. Подобное планирование позволило более оперативно и наглядно составлять план операций, иметь информацию о планировании на последующий период, что имеет важное значение для всех структурных подразделений, участвующих в оперативном лечении пациентов (отделения хирургического профиля, отделение анестезиологии и реанимации и т.д.).

Следующим этапом оптимизации работы операционного блока было внедрение системы тайм-менеджмента. Ретроспективно был проведен анализ и оценка эффективности работы операционного блока, выведена корреляция взаимодействия между коечными отделениями хирургического профиля, отделением анестезиологии и операционным блоком. По результатам анализа были определены критерии эффективности работы коечных отделений хирургического профиля, анестезиологических бригад, а также операционных сестер. Все отклонения в работе оценивались с учётом количества неиспользованного времени.

По данным критериям был разработан чек-лист, послуживший основой для выборки максимально значимых критериев. Дополнительно была задействована мотивационная составляющая в виде системы материального стимулирования и административного контроля. Оценивались эпизоды неиспользованного времени с перерасчетом финансовых средств между участниками операционной бригады. Для объективного, прозрачного и максимально доступного в он-лайн режиме контроля временных потерь в работе операционного блока была введена система персональных электронных карт (NFC) для каждого участника операционной бригады с регистрацией событий. А также сбоев в рабочем процессе, так называемых «ЧП» с генерацией Push – уведомлений руководству Больницы. Временные рамки и состав  операционной бригады прикрепляется к протоколам операций. В дальнейшем на основании анализа отработанного операционного времени выполняется контроль качества работы отделений, который был интегрирован с материальным стимулированием каждого участника операционной бригады.

Данное решение позволило полностью автоматизировать и «оцифровать» все процессы от планирования операций до их завершения и оформления протоколов операций. Благодаря внедрению системы тайм-менеджмента удалось оптимизировать работу операционного блока, увеличить количество выполняемых операций (в среднем на 1 тыс. в год (6-7%), вывести контроль качества на новый уровень, а также повысить организацию работы при планировании и выполнении операций.

Таким образом, созданная система тайм-менеджмента в рамках единого цикла медицинского Lean-концепта «бережливого производства» позволила значительно повысить оперативную активность хирургического стационара, увеличив способность операционного блока на прежних площадях и штате сотрудников. Система продемонстрировала свою востребованность и эффективность в плане оптимизации кадровых, материальных и временных ресурсов.

Журавлёв С.В., к.м.н., Евсеев М.А., д.м.н., Устименко А.В., к.м.н., Головин Р.А., к.м.н.

Фотогалерея статьи

17 августа 2022 г.

Подписывайтесь на наш Telegram канал!

Ещё статьи из категории «Полезные статьи»
Опыт отделения в лечении постковидных спондилитов
Опыт отделения в лечении постковидных спондилитов
За последние два года в неврологическом отделении отмечается значительный рост числа пациентов со спондилитами, при этом частота диагностических ошибок...
1 февраля -день рождения В.М. Бехтерева
1 февраля -день рождения В.М. Бехтерева
01.02.1857г. в Елабужском уезде Вятской губернии родился будущий основоположник патопсихологического направления в России, основоположник рефлексологии,...