Качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В России научные разработки в этой области были начаты еще 60-х годах XX века в НИИ им. Н.А. Семашко. Применялись методы наблюдений и экспертной оценки с помощью специально разработанных экспертных карт, изучались лишь части составляющих качества медицинской помощи и под качеством медицинской помощи подразумевали только качество результата лечения. Зачастую анализировали показатели деятельности медицинских учреждений и здоровья населения, а затем оценивали достигнутый уровень.
В настоящее время внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности утвержден законодательно (ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказы МЗ № 381н от 07.06.2019г., 785н от 31.07.2020 г., рекомендаций Росздравнадзора) и осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
Для эффективного решения этих задач в ФГБУ «Клиническая больница №1» Управления делами Президента Российской Федерации в 2019 году была организована Служба контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которая ориентирована в том числе на профилактику риска неблагоприятных событий во всех сферах деятельности Больницы. Внутренний аудит осуществляется врачами-экспертами вышеуказанной Службы путем проведения плановых и внеплановых (целевых) проверок.
Плановые проверки проводятся на регулярной основе, с учетом анализа статистических показателей эффективности медицинской деятельности не реже 1 раза в квартал. Целевые проверки проводятся спорадически, при наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество медицинской помощи, в том числе установленных в результате проведения плановых проверок, а также во всех случаях летальных исходов, внутрибольничного инфицирования, при побочных действиях и нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов и медицинских изделий, при поступлении жалоб, связанных с оказанием медицинской помощи. Широко используются возможности медицинской информационной системы (МИС) Больницы, Центра скорой медицинской помощи (КИС), лабораторной информационной системы (ЛИС) и Call-центра (CRM).
По итогам проведения мероприятий Внутреннего контроля формируются отчеты с перечнем конкретных корректирующих мер для повышения качества оказания медицинской помощи и совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности.
Результаты Внутреннего контроля доводятся до заинтересованного персонала Больницы путем ознакомления с актами проверок, отчетами с планом мероприятий, проведением рабочих совещаний, конференций и клинических разборов. К сотрудникам, допустившим дефекты в своей профессиональной деятельности применяются стимулирующие меры по эффективному контракту, направления на дополнительное профессиональное образование и дисциплинарного воздействия.
Системный подход позволил достигнуть определенных положительных результатов. По итогам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также реализованных корректирующих мероприятий за 2019-2021 гг в Больнице повысился критерий «удовлетворенности» пациентов оказанной медицинской помощью (поликлиника/стационар/центр СМП), снизилась летальность от таких социально-значимых заболеваний, как инфаркт миокарда (на 2,4%) и острое нарушение мозгового кровообращения (на 4,5%). Досуточная летальность уже в 2020 году уменьшилась на 4,9%. Этот показатель является одним из наиболее значимых, и отражает высокий уровень профессиональной подготовки медицинского персонала Больницы, своевременность и точность диагностики, эффективность проводимого лечения. Отмечается положительная динамика по обращениям, связанным с неудовлетворенностью качеством оказания медицинской помощи и безопасностью медицинской деятельности, в 2021 году их количество снизилось на 7,7%, а показатель удовлетворенности пациентов составил 99,7%. Эффективная деятельность Службы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности была положительно оценена Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области в ходе плановой проверки организации и осуществления медицинской деятельности Больницы в 2021 году.
Журавлёв С.В., к.м.н., Елдашёва Е.А., Пугачёва О.Е.
25 августа 2022 г.
Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале