Данная статья посвящена вопросу стресса, дистресса, методам совладания с данными состояниями, работе со стрессом в рамках сенсорной комнаты, цветовой терапии, ароматерапии, визуальной терапии, музыкальной терапии, песочной терапии, дыхательной практики, беседы со специалистом, как варианта лечения словом и мелодикой голоса.

Стресс - адаптационное приспособление человека и животного, цель которого справиться с неблагоприятным внешним воздействием на психическое и физическое состояние. Изначально на возникновение неблагоприятных факторов человек реагирует тревогой. Тревога сама по себе беспредметна. Это и есть ее главное отличие от страха. Поэтому большое количество сил человека растрачивается на ощущение неопределённости, ожидания отрицательного исхода события, преодоление потенциально опасной ситуации. Далее человек начинает собирать силы для перехода на вторую стадию, стадию поиска и решения проблемы, нахождение благополучного выхода из ситуации. Тут очень важно уйти от кажущегося уменьшения возможных вариантов действия и расширить "поле зрения". И вот если это получится сделать и успешный выход преодоления ситуации будет найден начинается стабилизация состояния. Другая сторона медали, это когда происходит сужение "поля зрения", человек не может найти благоприятного варианта выхода из ситуации, становится трудно сосредотачивать внимание, начинают преобладать негативные мысли, ухудшаются показатели памяти, начинаются проблемы со сном, беспокойство и тревога не покидают и этот список можно продолжать, так как таким образом психика и тело начинают сигнализировать о наступающем истощении сил.

Для того, чтобы быть активным участником социальной жизни, уметь радоваться, любить ближних, эффективно работать крайне важно заниматься психологической разгрузкой. Снятию психоэмоционального напряжения, уменьшению тревоги и беспокойства, снижению агрессивных импульсов, улучшению фона настроения, высвобождению энергии для творчества и креативности, улучшению показателей памяти и внимания, улучшению сна способствуют занятия в сенсорной комнате.

Улучшению состояния способствуют цветовые панели, специально подобранная музыка, успокаивающий или наоборот бодрящий видео ряд, ароматерапия, песочная терапия, беседа со специалистом на тему эмоционально значимых событий и переживаний, а также обязательно дыхательная практика, так как нормализация дыхания будет способствовать снижению переживания стрессовой ситуации.

В ФГБУ «Клиническая больница №1» (Волынская) Управления делами Президента есть возможность посетить сенсорную комнату, комнату психологической разгрузки и релаксации, с целью снятия стрессового состояния, увеличения работоспособности, восстановления сна, нормализации эмоционального состояния, отдыха, лечения неврологических, психосоматических, сердечно-сосудистых заболеваний.

C того момента, как младенец появляется на свет он уже обладает слухом, зрением, осязанием, обонянием, вкусом, хотя конечно же эти чувства находятся пока на низком уровне и будут развиваться в дальнейшем.

Еще не родившись ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота, громкие звуки, доносящиеся извне. Сходство с биоритмами организма: пульс, сердцебиение, пищеварение, цикл сна-бодрствования, имеет ритм музыки. Вот почему человек получает удовольствие от музыки, ведь это возвращает его во времена, когда он был в безопасности, в утробе у матери или уже родился и мать прижимала его к сердцу, он слышал ритм, стук сердца матери, руки матери создавали крепкие и безопасные объятия, от ее тела исходило тепло, она ритмично укачивала младенца, кормила, утоляя голод, а из окружающей среды доносились звуки, но эти звуки не могли его разрушить, так как он был в безопасности на руках значимого объекта. Позже эти переживания матери, которые успокаивают и дают чувство безопасности, утоления голода, ассоциируются с музыкой. Таким образом музыка оказывает успокаивающее и приятное действие для взрослого бессознательно возвращая его к укачивающей, насыщающей, дающей чувство безопасности матери. Исходя из сказанного выше нам уже не так сложно понять, почему на взрослого человека музыка оказывает эффект снятия усталости, нервного напряжения, а также поднимает настроение. Ведь как раньше мать, осуществляя функцию отражения эмоций и переживаний младенца, а также удержания и выдерживания напряжения, у взрослого эту функцию может взять на себя музыка. Таким образом музыка отражает эмоции взрослого человека, удерживает их и даёт возможность пережить их безопасно, без чувства вины.

Звуки - это звуки жизни, музыка помогает почувствовать людям себя живыми. Звуки, голос, музыка появляются для человека раньше всего, ведь слух возникает у ребёнка к 18-й неделе его внутриутробной жизни. Эти звуки, голос мамы и папы, музыка - учат ребёнка чувствовать. Музыкальность речи выражает эмоциональный фон человека: ритм, темп, громкость. Поэтому для человека обладает лечебным эффектом не только смысл произносимых слов, но и то, как эти слова сказаны. Роль голоса очень важна для ребенка и взрослого человека. А что касается смысловой стороны речи, то беседа со специалистом, либо со значимым другим - важный способ для человека почувствовать себя субъектом познающим, активно действующим, живым, переработать и отторгнуть навязчивые мысли, повторяющиеся паттерны поведения, повторяющиеся ситуации жизни мешающие работать и идти дальше по жизни творчески, креативно.

Также чувство безопасности, доверия к миру, прочности отношений между ребенком и значимым взрослым создаётся у младенца переживанием тактильных ощущений. Благодаря восприятию кожей внешних стимулов: тепла, холода, давления на кожу, различением этих стимулов и реагированием на них в целом, формируется переживание ребёнка себя субъектом в мире. Кожа и нервная система на ранних этапах формирования зародыша в утробе матери развиваются из схожих клеточных слоев. А точнее кожа, нервы и мозг эмбриона развиваются из одного зародышевого листка — эктодермы. На протяжении всей жизни человека они так и остаются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Тесная связь кожи и нервных тканей приводит к тому, что эмоции отражаются сразу на коже. В рамках сенсорной комнаты эквивалентом создания чувства прочных и безопасных отношений с миром через тактильные переживания выступает песочная терапия. Песочная терапия - это терапия, нацеленная на возможность снятия нервного напряжения и уменьшение стресса через тактильное взаимодействие с песком. А далее снятие напряжения и уменьшение стресса приводит к развитию творческого и креативного в личности человека. Во время песочной терапии получается увидеть, приблизиться и рассмотреть с разных точек зрения свои желания и конфликты, связанные с этими желаниями, проработать конфликты и найти наилучшее решение для реализации собственных желаний.

Наиболее развитое чувство из всех пяти чувств присутствующих у младенцев во время рождения – это обоняние. По запаху младенец узнаёт свою мать. С течением времени по запаху младенец начинает различать и других членов семьи, любимую еду, остальные запахи. Определённые запахи оказывают на него успокаивающий эффект, помогают улучшить физическое и эмоциональное состояние, другие способствуют восстановлению его сил, активизируют мотивацию, а есть запахи, которые вызывают неприятные переживания. Всё это откладывается в бессознательном ребёнка и далее будучи взрослым человеком запахи будут способствовать излечению психологического и физического состояния человека, либо способствовать торможению данных процессов. В рамках сенсорной комнаты для улучшения состояния человека специалист использует ароматерапию.

Для переживания чувства радости - запах апельсина, бутоны гвоздики, семена звездчатого аниса, листья лимонного мирта, ядро мускатного ореха, абсолют ванильных бобов, корень имбиря, кора корицы, здравец.

Для возникновения чувства спокойствия корень ветивера, трава лаванды, цветки иланг-иланга, ладан, листья шалфея мускатного, листья майорана, листья ладанника, трава мяты курчавой.

Для увеличения мотивации - мята перечная, кожура клементина, семена кориандра, трава базилика, кожура юдзу, листья мелиссы, листья розмарина, абсолют стручков ванили.

Для прощения при скоплении большого количества обид - хвоя ели, кожура бергамота, ягоды можевельника, мирра, древесина туи западной, древесина кипариса нутканского, листья тимьяна, цитронелла.

Также лечебным эффектом обладают стимулы зрительной модальности:

Белый цвет. Спокойствие нервной системы, повышение энергии, положительное влияние на деятельность желёз внутренней секреции.

Красный цвет. Стимулирующее действие на органы кровообращения, повышение гемоглобина в крови, повышение иммунитета, устранение явлений застоя, регуляция деятельности печени и почек, мышечное расслабление, стимуляция сексуальной активности.

Оранжевый цвет. Укрепляет организм, повышает аппетит и мышечную силу, улучшает настроение, снимает депрессию, снабжает энергией селезёнку и поджелудочную железу, укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов.

Зелёный цвет. Освежающее и успокаивающее действие, стимулирует гипофиз, улучшает зрение, снимает спазм бронхов, укрепляет мышцы и ткани, успокаивает при хронических заболеваниях.

Голубой цвет. Успокаивает нервную систему, успокаивает боль, помогает при беессонице.

Синий цвет. Положительное действие на органы дыхания, сон, контроль над эмоциями, обезболивающее действие.

Фиолетовый цвет. Уменьшает боль, снижает стресс, помогает при бессоннице, мигренях.

Для достижения положительного лечебного эффекта на нервную систему и психический аппарат также можно использовать видео, фотографии, мысленное предствление с закрытыми глазами определенных образов:

"Море", "горное озеро" - привлекает в жизнь любовь, снимает нервное напряжение, избавляет от бессоницы, настраивает на доброжелательный лад.

"Водопад"- улучшение сна.

"Костёр"- сжигание всего плохого, что было в жизни.

"Бесконечное небо"- избавляет от депрессии.

Ещё один важный аспект, помогающий менять жизнь к лучшему, это умение правильно дышать в стрессовой и тревожной ситуации. В рамках работы в сенсорной комнате я всегда провожу в начале или в конце занятия дыхательную практику, ведь умение дышать правильно помогает успокаивать нервную систему, избавляться от панических атак, таких негативных чувств как грусть, печаль, тоска, страх, гнев, раздражительность, беспокойство, стресс, и трансформировать их в всепрощение, мужество, доброту, радость, любовь, сосредоточенность, расслабление. Самое простое упражнение – это диафрагмальное дыхание. При дыхании животом раздражаются ветки парасимпатических нервов: блуждающий нерв, крестцовое сплетение, в результате чего человек расслабляется и успокаивается. При работе с негативными эмоциями хорошо помогает система дыхания, описанная Ч. Мантэк в книге "Трансформация стресса в жизненную энергию". В данной книге автор описывает как с помощью дыхания выводить негативные эмоции из тела и наполнятся положительными.

Таким образом в ФГБУ «Клиническая больница №1» (Волынская) Управления делами Президента сенсорная комната используется для улучшения состояния здоровья пациентов имеющих психоневрологические проблемы: неврозы, неврозоподобные состояния с целью уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций; также комната релаксации используется для пациентов с хроническими болями, с целью снятия либо уменьшения испытываемой боли; данная комната полезна и для предоперационной подготовки больных, подготовки женщин к родам, при посттравматическом стрессовом расстройстве, при отклонении поведения различной направленности, эмоциональных проблемах, проблемах с коммуникацией, трудностях концентрации внимания, социальной дезадаптации. Появление дополнительной сенсорной стимуляции позволяет улучшать психическое состояние у пожилых пациентов, страдающих когнитивными расстройствами, а также хорошо влияет на пациентов со стрессовыми расстройствами. Основными показаниями для работы в сенсорной комнате являются стресс, тревога, приступы страха, проблемы принятия решения, проблемы самооценки, восполнение личных сил при переутомлении, внутрисемейное напряжение, функциональные сексуальные нарушения, проблемы со сном, навязчивые мысли и действия, депрессивное и тоскливое состояние, посттравматический синдром, головные боли, тики.

Противопоказанием к посещению сенсорной комнаты является эпилепсия, психозы, грубые органические поражения ЦНС.

В данной статье были рассмотрены способы борьбы с интеллектуальными, поведенческими, эмоциональными, физиологическими симптомами стресса с помощью музыки, голоса и речи специалиста, ароматерапии, песочной терапии, визуальной терапии, цветовой терапии, дыхательных практик.  Было рассмотрено, как в рамках сенсорной комнаты, благодаря тому, что стимулируются все важные органы чувств человека, у него возникает переживание безопасности, насыщения и умиротворения, эмоциональное раскрепощение, расслабление и все это способствует проявлению творчества и креативности. Были рассмотрены показания и противопоказания к занятиям в сенсорной комнате.

7 сентября 2022 г.

Источник: Список литературы 1.Амен, Д. «Измени мозг – изменится и тело», Глава 6 улучшаем состояние кожи. Москва: Эксмо, 2012. 2.Анзьё, Д. Я-кожа./ Дидье Анзье ; пер. с фр. Под. Науч. ред. С.Ф. Сироткина, М.Л. Мельниковой.- Ижевск: ERGO, 2011, c. 302- (Серия «Психоанализ ergo») 3.Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей. Сенсорная интеграция. Теория и практика. Москва. ТЕРЕВИНФ, 2018.-768 с. 4.Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике./ Пер с нем.- Москва: Когито-Центр, 2012, c 316 (Клиническая психология) 5.Быков, В. Л. «Глава 4. Кожа и её производные.» В Частная гистология человека. СПб: Сотис, 2001. 6.Краснова О. Большая энциклопедия эрудита.-М.: Махаон, 2004.-489с. 7.Коровкин О.А. «Атлас цветов». - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004 8.Люшер М. Психология цвета. - М., 2006. 9.Мантэк Ч. "Трансформация стресса в жизненную энергию", 2002, Гелиос, София.-192 с. 10.Нелюбова М.В. Лечение цветом. - Спб., 2001. 11.Ниши К. Свободный разум. СПБ, издательство "Вектор",2013.-128 с 12.Цветотерапия //Народная медицина. №3, 2005. 13.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПБ.:Питер,2006.-256 с. 14.Alanne Sami SYMBOLISM OF MUSIC IN A PSYCHOANALYTIC POINT OF VIEW - DEFINING SYMBOLISM: MUSIC AS A SYMBOLIC FORM/Alanne, Sami. (2002) 15.Ansdell, G. (1991). Mapping the territory. British Journal of Music Therapy 5 (2), 18–27. 16.Rechardt, E. (1987). Experiencing music. In The Psychoanalytic Study of 17.the Child. 1987. Volume 42 (pp. 511–530). New Haven: Yale University Press. 18.Priestley, M. (1994). Essays on Analytical Music Therapy. Gilsum, NH: Barcelona. 19.Priestley, M. (1975). Music therapy in action. London: Constable. 20.Doterra.com - эфирные масла

Подписывайтесь на наш Telegram канал!

Ещё статьи из категории «Полезные статьи»
Влияние диеты на десятилетний абсолютный риск сердечно-сосудистых заболеваний (по материалам проспективного Копенгагенского исследования)
Влияние диеты на десятилетний абсолютный риск сердечно-сосудистых заболеваний...
В данном исследовании, включавшем 94 321 человека и десятилетний срок наблюдения, используя короткий и достоверный опросник частоты приема пищи, были сформированы...
Правовой статус препаратов ксенона в различных странах
Правовой статус препаратов ксенона в различных странах
Медицинский ксенон применяется для оказания помощи пациентам с различной патологии нервной системы в разных странах Европы и Азии. В 1999 году ксенон (лекарственное...
Жаркая погода и экстремальные температуры: риски для здоровья
Жаркая погода и экстремальные температуры: риски для здоровья
Жаркие условия окружающей среды и связанный с ними тепловой стресс могут увеличить смертность и заболеваемость, а также увеличить неблагоприятные исходы...
Связь уровня фракталкина с объемной фракцией интерстициального коллагена в миокарде у пациентов с различными формами хронической ишемической болезни сердца
Связь уровня фракталкина с объемной фракцией интерстициального коллагена...
В настоящее время представляется актуальным и перспективным изучение уровня фракталкина (ФКН) при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также определение...