В нынешнем 2016 году исполнилось 220 лет со дня рождения одного из основоположников отечественной хирургической школы - Аркадия Алексеевича Альфонского – профессора, заведующего кафедрой общей хирургии, декана медицинского факультета, проректора, ректора Императорского московского университета.
Аркадий Алексеевич Альфонский родился 8 февраля 1796 г. в городе Вологде в семье уездного доктора. После смерти отца при неблагополучном материальном положении семьи мальчик был определен матерью в славившееся тогда училище пастора Гейдеке при московской лютеранской церкви. Обратив внимание на блестящие способности Аркадия к изучению наук, Гейдеке предложил отправить мальчика для продолжения обучения в Германию, однако мать отклонила это весьма лестное предложение и пожелала, чтобы сын продолжил свое образование в России. В августе 1810 г. четырнадцатилетний Аркадий Алексеевич был принят на медицинский факультет Московского университета, где деканом в то время был его земляк, профессор М.Я. Мудров. «При самом вступлении в университет был он обласкан, как родной, незабвенным Матвеем Яковлевичем Мудровым, бывшим в то время деканом и знавшим отца его», – читаем мы в дневниках семьи Альфонских. Наставником юноши стал заведовавший кафедрой общей хирургии профессор Ф.А.Гильтебрандт, в доме которого Аркадий жил до окончания университета. Во время Отечественной войны 1812 года многие гражданские медики отправились в качестве военных лекарей на театр боевых действий. Есть сведения, что преподаватели университета и студенты, в том числе и А.А. Альфонский, во время Бородинского сражения 1812 г. работали в полковых госпиталях. Перед вхождением французских войск в Москву Альфонский вместе со своим наставником Ф.А. Гильтебрандтом выехали во Владимир, где молодой студент помогал своему учителю в лечении эвакуированных раненых. И в дальнейшем Альфонский был неизменным ассистентом Гильтебрандта в его обширной хирургической практике. Несмотря на благосклонность и покровительство профессора М.Я. Мудрова, Аркадий Алексеевич изначально стремился быть хирургом, а не терапевтом. Именно под руководством Ф.А.Гильтебрандта Альфонский сформировался как практический хирург и ученый. В 1817 году, по окончанию университета, он получил степень доктора медицины и был оставлен на кафедре общей хирургии. В 1819 г. после защиты диссертации «De keratonyxide, id.e. nova suffisionis chirurghia» Альфонский получает степень доктора хирургии и утверждается адъюнктом той же кафедры. В 1823 году Аркадий Алексеевич становится экстраординарным, а в 1829 году – ординарным профессором кафедры общей хирургии. С 1817 года Альфонский находится на службе в московской больнице для бедных (позже Мариинской), где в 1818 году в качестве акушера ассистировал В.М.Рихтеру при родах будущего императора Александра II. В 1821 г. за усердную службу в больнице был награжден орденом Св. Анны III-й степени. C 1830 г. А.А. Альфонский служил в Мариинской больнице уже в качестве консультанта. Во время эпидемии холеры в Москве в 1830-1831 гг. был назначен главным доктором Императорского Воспитательного дома, а также осуществлял надзор за временными больницами университетской типографии и благородного пансиона.
По воспоминаниям современников, Аркадий Алексеевич был в высшей степени порядочным и гуманным человеком, имел чуткое и доброе сердце. Больные обращались к нему с полным доверием, а врачи охотно приглашали его, как знающего и опытного консультанта. Имея обширную медицинскую практику в Москве, А.А. Альфонский придерживался, в основном, принципов французской хирургической школы и был широко известен многочисленными смелыми операциями с удачным исходом. Общеизвестно, что ничто так не характеризует личность человека как его окружение. В круг общения Аркадия Алексеевича входили М.А.Достоевский – отец будущего великого писателя, П.Я. Чадаев, М.Ф. Орлов, Н.И. Надеждин, И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, что, очевидно, свидетельствовало о незаурядных человеческих качествах профессора Альфонского. Известно, что личность Аркадия Алексеевича явилась прообразом для создания Ф.М. Достоевским некоторых персонажей в «Бесах» и «Житие». Являясь членом Английского клуба, А.А. Альфонский принимал живейшее участие в общественной жизни того времени, имел обширный круг знакомых, авторитет и влияние в столичных кругах.
В 1804 году, согласно новому Уставу, изучение медицинских наук в ИМУ проводилось на шести кафедрах, в том числе и на кафедре хирургии, первым заведующим которой являлся Федор Андреевич Гильтебрандт. Преемником Ф.А. Гильтебрандта стал его ученик А.А. Альфонский, возглавлявший кафедру с 1830 по 1847 год. В 1835 году на медицинском факультете ИМУ было образовано уже 10 кафедр, в том числе кафедры общей (теоретической или умозрительной) и операционной хирургии. Во время руководства кафедрой общей хирургии А.А. Альфонский издал курс лекций, посвященный описанию оперативных пособий, хирургического инструментария, основ десмургии. А.А. Альфонский первым в России начал преподавание оперативной хирургии на трупах. Примечательно, что именно А.А. Альфонский был инициатором разделения кафедры хирургии на теоретическую и операционную. Последняя по его настоятельной рекомендации была создана для молодого талантливого хирурга Николая Ивановича Пирогова, выпускника ИМУ, заканчивавшего в то время обучение на профессорском факультете в Дерпте и мечтавшего, как известно, стать профессором медицинского факультета в alma mater. Однако волею судьбы первым заведующим кафедрой операционной хирургии стал выпускник Харьковского университета профессор Ф.И. Иноземцев.
В 1833-1834 и 1836-1842 годы А.А. Альфонский избирался деканом медицинского факультета, а в течение четырех лет, начиная с 1829 года, исполнял обязанности проректора Московского университета. Во многом это явилось признанием блестящих заслуг А.А. Альфонского как отличного организатора и преподавателя, опытного врача-хирурга, не только выполнявшего сложнейшие для того времени операции, но и сумевшего внести новое и передовое в медицинское дело и обучать этому не только студентов, но и врачей. Выпускник Московского университета Я.И. Костенецкий, так отзывался о медицинском факультете времен А.А. Альфонского: «Надобно сказать, что в то время математический и медицинский факультеты имели превосходных профессоров, и медицинский факультет был славен даже в Европе. Кроме европейских знаменитостей, немцев Лодера и Гильтебрандта, были отличные профессора: Мудров, Мухин, Альфонский и другие. Студенты медицинского факультета составляли тогда большую половину числа всех студентов, восходившего до тысячи и более человек, и медики выходили из университета с отличными познаниями и практикой».
В «Дневнике старого врача» великий Пирогов, вспоминая профессора А.А. Альфонского, указывал, что тот «заставлял мыслить постоянно, изучать опыт передовых врачей и хотел, чтобы каждый, взявший скальпель, максимально щадил больных, не увлекался эффектом проведения операции, а видел конечный результат своей работы; и чем раньше он будет, тем лучше врачу и больному».
В 1835 году высочайшим повелением Николая I был утвержден «Общий устав императорских Российских университетов», по которому ректор и деканы факультетов избирались Советом университета с последующим утверждением избранных деканов министром, а ректора – самим императором. Спустя неполных семь лет, в 1842 году, А.А. Альфонский был избран на должность ректора и остался единственным в истории ИМУ – МГУ медиком, возглавлявшим профессорско-преподавательский состав университета. В общей сложности пост ректора ИМУ Аркадий Алексеевич занимал на протяжении 20 лет: с 1842 по 1848 год и с 1850 по 1863 год. В 1848 г. при увольнении из университета в звании заслуженного профессора А.А. Альфонский был избран почетным членом ИМУ. После отмены в 1849 г. выборности должности ректора, в январе 1850 г. Альфонский уже по прямому указу императора вновь занял пост ректора, оставаясь на нем до февраля 1863 г. Сам факт столь длительного пребывания А.А. Альфонского на посту ректора университета может показаться явлением весьма неординарным, тем более, что приходилось оно на период российской истории, ассоциируемый ныне с неудачей Крымской кампании 1854 года, жесткой внутренней политикой правительства и началом студенческих волнений. Тем не менее, в это непростое время по инициативе А.А. Альфонского и при поддержке попечителей был проведен целый ряд преобразований, безусловно оказавших влияние на развитие педагогической и научной концепции университета в целом и, что особенно знаменательно, на реформирование преподавания в стенах медицинского факультета. В первую очередь был значительно увеличен – на несколько тысяч томов – фонд университетской библиотеки за счет приобретения книг из частных собраний О. М. Бодянского, М. Н. Муравьева, В. М. Рихтера и иностранных издательств. В 1846 году начато чтение курса лекций по русской истории профессором С.М.Соловьевым. В 1850 году при реорганизации философского факультета были созданы историко-филологический и физико-математический факультеты. В 1854 году вышел в свет первый номер «Вестника естественных наук», а в 1860 году при университете был организован Физиологический институт. В 1854 году к торжествам в честь столетия ИМУ была завершена реконструкция университетского храма в честь Святой великомученицы Татианы, проводившаяся по инициативе и под патронажем ректора А.А. Альфонского.
Не трудно себе представить каких усилий стоили подобные реформы в условиях крайнего консерватизма власть имущих и созданной системы жесткого контроля преподавания через попечителей университетов. Поэтому не без оснований можно полагать, что на назначение попечителями ИМУ С.Г.Строганова, Е.П.Ковалевского и А.Н.Бахметева, известных своим либерализмом по отношению к профессорам и студентам, самое прямое влияние оказал именно ректор А.А. Альфонский. Тем не менее, волнения, вспыхнувшие осенью 1857 года в университете С.-Петербурга, перекинулись и на студенчество ИМУ, угрожая приобрести характер бунта. Лишь благодаря авторитету ректора и совместным усилиям с попечителем Е.П.Ковалевским волнения удалось прекратить. Проявлением либерализма ректора стало и то, что сегодня нам представляется совсем обычным явлением, а в середине XIX считалось «чрезмерной и опасной вольностью» - проведение вечеров встреч выпускников ИМУ, взявшее свое начало с 1856 года. Отнюдь не случайно, что 20 лет нахождения А.А. Альфонского в должности ректора Московского университета сегодня ассоциируются у нас с именами его выдающихся выпускников: И.М. Сеченова, Н.В. Склифосовского, С.П. Боткина, П.И. Бартенева, К.Н. Бестужева-Рюмина, А.С. Грибоедова, А.Ф. Кони, А.Н. Островского, Ф.Н. Плевако, А.А. Фета. По представлению А.А. Альфонского почетными членами ИМУ в эти годы были избраны Н. В. Гоголь, М. В. Остроградский, М. П. Погодин, В. Я. Струве, С.Г.Строганов, А. В. Востоков, Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов.
Особенно значимыми не только для развития Московского университета, но и для становления отечественной медицинской науки явились реформы, проведенные А.А. Альфонским на медицинском факультете. Целью данных реформ являлось соединение теоретического и клинического начал в преподавании как курса хирургии, так и курса внутренних болезней. Первым реальным шагом на пути к данной цели было принятие 26 октября 1835 года Советом ИМУ решения, согласно которому обучение студентов в клиниках увеличивалось с одного года до двух лет и включало изучение пропедевтики внутренних и хирургических болезней на четвертом курсе, а самостоятельную курацию больных – на пятом курсе. На необходимость решения проблемы практической подготовки выпускников медицинских факультетов по клиническим дисциплинам многократно указывал Н.И. Пирогов. Именно ему принадлежит приоритет в реорганизации преподавания хирургии путем создания госпитальной хирургической клиники в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Учитывая педагогический опыт северной столицы, император Николай I в апреле 1840 года издал указ, предписывающий «поставить в ближайшую связь с Московским университетом Московскую медико-хирургическую академию». В сентябре 1842 года на особом заседании с участием министра просвещения С.С. Уварова, ректора ИМУ А.А. Альфонского, профессоров Ф.И. Иноземцева и А.И. Поля было принято решение о пересмотре учебного плана медицинского факультета с тем, чтобы клиническое обучение у студентов у постели больного начиналось на третьем году обучения (пропедевтика), продолжалось на четвертом (факультетский курс) и пятом (госпитальный курс) годах обучения. 19 июня 1845 года по представлению ректора А.А. Альфонского было принято постановление правительства о слиянии Московской медико-хирургической академии с медицинским факультетом университета, имевшем своей целью улучшение преподавания теоретического курса клинических дисциплин и, самое главное, возможность освоения студентами практических навыков в объеме, необходимом для самостоятельной клинической работы. Уже осенью того же года было принято окончательное решение о создании двух новых клиник, подведомственных университету: факультетской, состоящей из трех отделений - терапевтического, хирургического, акушерского, и госпитальной, состоящей из двух отделений - терапевтического и хирургического. Кроме того, по инициативе Альфонского были организованы клиника госпитальной офтальмиатрии в Московской глазной больнице, а также поликлиники. 28 сентября 1846 года состоялось открытие факультетской клиники ИМУ в бывших зданиях Московской медико-хирургической академии на Рождественке. 7 декабря того же года было принято «Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета», окончательно установившее структуру клинического обучения в виде преемственности трех последовательных этапов на третьем, четвертом и пятом курсах. Реформа медицинского образования в ИМУ и других российских университетах продолжалась без малого двадцать лет. Практически все эти годы на посту ректора ИМУ находился Аркадий Алексеевич Альфонский, являвшийся, по сути, главным движителем этих реформ и заложивший основу той системы обучения студентов по разделам хирургических и внутренних болезней, которая существует и поныне: вначале курс пропедевтики, затем обучение в факультетской и в госпитальной клиниках.
Следствием реорганизации медицинского факультета явилось не только внедрение принципов преемственности в преподавании клинических дисциплин, но и создание условий для полноценного проведения научных исследований, представлявших непосредственную клиническую значимость. 1 февраля 1947 года в клинике факультетской хирургии ИМУ профессором Ф. И. Иноземцевым впервые в России был применен при операции эфирный наркоз. В 1848 году было издано исследование А. М. Филомафитского «Трактат о переливании крови как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь, составленный в историческом, физиологическом и хирургическом отношении». 1 января 1858 года вышел первый номер «Московской медицинской газеты» под редакцией Ф. И. Иноземцева и А.С. Смирнова. В 1859 году для университета был приобретен анатомо-патологический кабинет профессора А. И. Овера. В том же году были учреждены стипендии имени А. И. Овера и М. Я. Мудрова. В 1863 году на медицинском факультете были введены практические занятия по судебной медицине. Самим А.А. Альфонским в 1852 году была предпринята первая попытка создания морфологической классификации рака легкого. Коллеги-профессора уважали ректора за «ученость, обходительность и гуманность». Прослужив в общей сложности 45 лет в Московском университете, Альфонский вышел в отставку в чине тайного советника в 1863 г. Преемником А.А. Альфонского в заведовании кафедрой общей хирургии стал его ученик Василий Александрович Басов, чье творчество справедливо считается сегодня одной из золотых страниц в истории отечественной медицинской науки.
Находясь в должности декана медицинского факультета, проректора и ректора университета, А.А. Альфонский не оставлял занятий практической хирургией. По воспоминаниям коллег, Аркадий Алексеевич был хирург «Божией милостью» и пользовался огромной известностью, как весьма искусный оператор, особенно в области литотомий. Врачебная деятельность Альфонского была направлена на бескорыстное служение бедным, началась тотчас по окончании курса в университете и продолжалась всю его жизнь.
Во время работы Альфонского ректором, университет стал приобретать мировую известность. Заслуги А.А. Альфонского в деле развития медицины высоко ценились учеными и врачами того времени. Он был избран почетным членом Московского и Харьковского университетов, Петербургской медико-хирургической академии, Санкт-Петербургского Общества русских врачей. Как опытный педагог в отсутствии попечителя Московского учебного округа Альфонский несколько раз исполнял его обязанности. Аркадий Алексеевич являлся кавалером орденов Святой Анны I и III степеней, Святого Станислава I степени, Святого Владимира III степени, обладателем других государственных наград.
В 1863 году, в возрасте 67 лет, весьма почтенном для того времени, Аркадий Алексеевич вышел в отставку, чтобы отдохнуть среди своей семьи. Однако спустя неполных пять лет, профессор Альфонский распознал у себя симптомы неизлечимого заболевания. Скончался А. А. Альфонский 4 января 1869 года тихо, в кругу семьи, и был погребен в некрополе Ваганьковского кладбища. Строки из Евангелия, начертанные на надгробии могилы, являются олицетворением мировоззрения Аркадия Алексеевича и путеводной нитью его жизненных исканий: «Придите ко Мне все усталые и обремененные, и Я успокою вас» (Матф., 5-19).
Так закончился земной путь одного из самых выдающихся деятелей медицинского факультета Московского университета. Путь служения Отечеству, Милосердию и Науке. Путь, вызывавший уважение современников и являющийся примером для последующих поколений врачей и ученых.
6 апреля 2016 г.
Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале