У больной К., 25 лет, с 14 лет отмечалась ложноположительная реакция Вассермана. На протяжении последующих лет неоднократно отмечались эпизоды преходящего онемения в правой ноге, “затуманивания” перед правым глазом. Вышеуказанные симптомы усиливались на фоне курения и не повторялись при его отмене. В 20 лет лечилась и обследовалась в стационаре по поводу гнойно-септической инфекции на фоне двустороннего хронического аднексита, метроэндометрита. В 21 год перенесла гепатит, сопровождавшийся асцитом, на фоне пельвиоперитонита, лечилась иммуномодуляторами с хорошим эффектом. За несколько месяцев перед поступлением беспокоили частые головные боли.

Заболела остро, когда внезапно ослабли левые конечности, нарушилась речь по типу дизартрии, появилась выраженная асимметрия лица. Поступила с подозрением на инсульт, в тяжелом состоянии, с грубым общемозговым синдромом.  В неврологическом статусе отмечалось расходящееся косоглазие за счёт правого глаза, парез левых лицевого и подъязычного нервов, дизартрия, левосторонняя гемиплегия с гемигипестезией, анизорефлексией и грубыми левосторонними пирамидными знаками. 

 В анализах обращали на себя внимание повышенная до 38 мм/ч скорость оседания эритроцитов, ложноположительная реакция Вассермана, повышение АЧТВ и протромбинового времени, фибриногена.

Учитывая молодой возраст и подозрение на АФЛС  проводились специфические анализы, которые показали: наличие резко положительного волчаночного антикоагулянта, повышение Ig M и Ig G против фосфолипидов, повышенный антинуклеарный фактор, а также выраженные изменения в аутоиммунитете в виде синдрома поликлональной активации (повышение уровней аутоАТ к 12 АГ), повышение ревмофактора до 1:16.

ДНК-исследование методом ПЦР показало носительство вируса Эпштейн-Барра. При ПЦР-диагностике маркеров тромбофилии выявлена мутация в двух аллелях гена метилентетрагидрофолатредуктазы (гомозиготное наследование).

ЭКГ показала умеренные изменения миокарда левого желудочка, Эхо-КГ- небольшое уплотнение митральных створок, МР I ст.

Глазное дно без изменений.

При КТ головного мозга выявлен ишемический инфаркт медиальных отделов правого полушария в лобно-височно-теменной области размерами 50х40х21мм, смещение  срединных структур на 2 мм из-за отека правого полушария.

Позитронно-эмиссионная томография показала более обширные изменения метаболизма головного мозга в виде его диффузного снижения  в правом полушарии головного мозга (за исключением затылочной доли), а также в левом полушарии мозжечка (диашиз).

При допплерографии вен нижних конечностей обнаружены посттромботические изменения глубоких и поверхностных вен левой ноги.

Таким образом, сочетание цереброваскулярных нарушений (транзиторные ишемические атаки, ишемический инсульт) с высокими титрами антител к фосфолипидам (кардиолипинам, резко положительный волчаночный антикоагулянт), является основанием для постановки диагноза антифосфолипидного синдрома. Наличие тромбоза глубоких вен, признаки асептического эндокардита, ложноположительная РВ, повышение СОЭ и хорошее восстановление неврологического дефекта являются дополнительными критериями постановки данного диагноза. Отсутствие клинических и иммунологических признаков диффузного заболевания соединительной ткани указывает на первичный характер АФЛС.

 Клинический диагноз: Ишемический инсульт в бассейне правой средней мозговой артерии от 21/V-2003 г. на фоне первичного антифосфолипидного синдрома. Левосторонний гемипарез. Вторичный иммунодефицитный синдром с инфекционным, аллергическим и аутоиммунным синдромами.

Необходимо выделить клинические особенности случая. Первое связано с неполноценностью иммунной системы и как следствие в анамнезе - четкая положительная зависимость разрешения инфекционных заболеваний от приема иммуномодулятора группы интерферона. Вероятно, это следствие носительства вируса Эппштейн-Барра – стимулятора выработки антител к фосфолипидам.

Второе – это микст-заболевание свертывающей системы крови: протромботическое и наследственно-обусловленное тромбофилическое состояние.

Третье – развитие инфаркта мозга может быть связано не только с тромбозом церебральных артерий in situ, но и с кардиогенной эмболией (изменения митрального клапана), так как развитие заболевания острое, больная утратила сознание и быстро развилась гемиплегия.

Четвертое – изменения метаболизма мозговой ткани значительно превышают зону повреждения мозга, что является важным для оценки патофизиологического аспекта повреждения мозга при АФЛС.

12 апреля 2016 г.

Ещё больше полезной информации на нашем Телеграм-канале