Методика биологической обратной связи (БОС) активно используется врачами и инструкторами лечебной физкультуры для реабилитации больных как с врожденными, так и с приобретенными нарушениями работы центральной нервной системы. Большинство методик направлено на улучшение двигательной сферы и координации пациентов.

Институтом биологической обратной связи совместно с ЗАО «Биосвязь» г. Санкт-Петербурга была разработана и успешно опробована методика «БОС-логопед», включающая работу над всеми отделами речевого аппарата, а именно дыхательным, голосообразующим и артикуляционным. Логопедами и врачами подтверждена эффективность применения комплекса «БОС-логопед» при лечении детей и взрослых с дизартриями, логоневрозами, дисфониями, а также отмечен положительный эффект при работе с программой пациентов с бронхиальной астмой и функциональными нарушениями голоса. Данная методика основана на визуализации частоты дыхания и пульса, обучении правильному диафрагмальному дыханию, тренировке правильной голосоподачи и артикулирования. 

Вместе с письменными материалами курса при дистанционном обучении нам были высланы демо-версии программы «БОС-дыхание»  для взрослых и комплекс артикуляционных упражнений для детского возраста. Отличием демо-версии от рабочей является наличие только упрощенной компьютерной части программы, оборудование и датчики измерения дыхания и пульса отсутствуют. Пациенту необходимо обучиться под внешним контролем логопеда самостоятельно отслеживать правильность, плавность и частоту вдохов и выдохов, руководствуясь заданием компьютерной программы.

Демо-версия методики «БОС-дыхание» была успешно использована в курсе реабилитации   5 пациентов неврологического отделения с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы, перенесших инсульт и имеющих в речевом статусе диагноз дизартрия (4 человека) и заикоподобные запинки (1 человек). В постинсультном периоде у пациентов с дизартрией отмечалось частое верхнеключичное дыхание, вдох был коротким и слабым, выдох недостаточной силы и плавности, нарушение добора воздуха при фразовой речи. Голос пациентов был тихим, прерывистым, затухающим к концу фразы. Они часто жаловались на речевую усталость после 1-2 минут разговора. У пациента с заикоподобными запинками и поражением правого полушария отмечались нарушения темпа и ритма речи.

Каждый из 5 больных прошел тренировочный вводный курс, обучающий непосредственно диафрагмальному дыханию и самоконтролю дыхания. Данный этап включал от 2 до 3 занятий у монитора компьютера по 5-8 минут каждое и являлся частью логопедического занятия. С помощью специалиста пациенты обучались правильному диафрагмальному дыханию. Тренировка требовала синхронизации времени и глубины вдоха и выдоха в соответствии с изображениями на экране. В полной версии программы пациент самостоятельно убирает «шторку» с изображения, делая вдохи и выдохи, отслеживаемые прикрепленными на грудь датчиками контроля дыхания и пульса. В нашей демо-версии пациентам задан средний ритм дыхания взрослого человека, они обучаются следовать ему, контролируя правильность выполнения упражнения  рукой.

Затем была использована непосредственно программа «БОС-дыхание», в которой в течение 8 тренировок пациенты учатся управлять частотой и плавностью вдохов и выдохов, задаваемой с помощью столбика дыхания, окрашивающегося синим на вдохе и плавно меняющего цвет на белый при выдохе.

Одновременно появляется текст, который пациенты на первом занятии прослушивают (читает логопед), а затем прочитывают самостоятельно, таким образом обучаясь плавной голосоподаче. Каждая демо-тренировка также рассчитана на 8 минут и проводилась перед монитором компьютера в начале логопедического занятия, а затем навык правильного дыхания и речи закреплялся на логопедическом материале.

Результатом данных тренировок стало повышение самоконтроля пациентов за своим голосом и дыханием, тренируясь под руководством логопеда у монитора компьютера, больные  сами визуально отмечали свои успехи, что создавало дополнительную мотивацию для преодоления нарушений и закрепления правильных навыков. Применение данного метода в комплексе с другими заданиями помогает пациентам легче и быстрее  вернуться к четкой, плавной и громкой речи сначала на занятиях, а затем и в быту.

Отзывы пациентов
Отзывы не найдены